1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и
средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития
одаренных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также создание
благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей путем
объединения усилий педагогов, родителей, руководителей ДОУ.
1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- выявление одарѐнных детей с использованием различной диагностики, определение
типов одаренности воспитанников;
- составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников;
- работа воспитателей по индивидуальным маршрутам;
- использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей
детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и
свободной деятельности детей;
- организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и
планам на текущий учебный год.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2. Принципы работы с одаренными детьми и участники еѐ реализации
2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы:
- принцип расширения образовательного пространства;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип развивающего обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
воспитанников;
- принцип добровольности;
- принцип создания ситуации успеха и уверенности.
2.2. Участниками реализации данного Положения являются:
- администрация дошкольного образовательного учреждения (заведующий, заместитель
заведующего);
- воспитатели;
- специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физической
культуре);
- воспитанники;
- родители (законные представители) воспитанников.
2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения:
- конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в
соответствии с планом работы);
- проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями);
- творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми;
- тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ).
2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду:
Формы
Периодичность
Конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные
По годовому плану
марафоны и т.д.
Проектная
деятельность
воспитанников
совместно
с
По годовому плану
воспитателями и родителями (законными представителями)
Творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными 1 раз в год, итоговый
детьми
педсовет
Тематический контроль
По годовому плану
3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению
одарѐнных воспитанников
3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на ранее
выявление и отслеживание развития одаренных воспитанников:
- создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему
конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста;
- создание информационных данных по одаренным воспитанникам;
- мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы
образования в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками:
- организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными
образовательными учреждениями;
- создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
- участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными воспитанниками;
- активное использование Интернет-технологий в организации работы с одаренными
воспитанниками;
- развитие проектной деятельности воспитанников;
- подготовке материалов для сайта ДОУ;
- привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
- проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с
одарѐнными воспитанниками;
- создание условий для проявления способностей, одарѐнности, таланта (детских
объединений, форм массовой работы и др.).
3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными
воспитанниками:
- организация мастер-классов;
- тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения
развития одаренного ребенка.
3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
- создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное
образование;
- организация в ДОУ дополнительных образовательных программ;
- организация проектной деятельности с воспитанниками;
- организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях.
3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных
представителей);
- поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ.
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
- педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов;
помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для одаренных
воспитанников;
- проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их
личности, социально-психологическую адаптацию.
3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью
мониторинга:
- тематические конкурсы, выставки;
- проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в
конкурсах.
3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических сотрудников, работающих
с одаренными детьми:
- для педагогов: награждение благодарностями, грамотами, участие в творческих
конкурсах профессионального мастерства, размещением информации об успехах и
достижениях воспитанников на сайте ДОУ и отдела образования;
- для одаренных детей: награждение благодарственными письмами, почетным грамотами,
награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри дошкольного
образовательного учреждения, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях
различного уровня, размещение информации об успехах и достижениях на сайте ДОУ.
4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными
воспитанниками
4.1. Работа с одарѐнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и
заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в ДОУ.
4.2. Формы работы с одаренными воспитанниками:
- конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;
- музыкальные конкурсы;
- спортивные соревнования;
- викторины, интеллектуальные игры и др.
4.3. В функциональные обязанности заведующего дошкольным образовательным
учреждением входит:
- планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с
одарѐнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной
деятельности.
4.4. Функции заместителя заведующего:
- планирование в годовом плане работы ДОУ отдельных мероприятий по работе с
одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками
образовательной деятельности;
- регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с реализацией
данного Положения организация и проведение семинаров по работе с одарѐнными
детьми;
- помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарѐнных детей;
- сбор информационных данных по одарѐнным детям;
оформление нормативной документации;
- планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров,
интеллектуальных марафонов и т. п.
- руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарѐнными
воспитанниками;
- координация действий педагогов, работающих с одарѐнными детьми;
- оформление материалов по работе с одарѐнными воспитанниками на стенде в
методическом кабинете;
- размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на
сайте ДОУ.
4.6. Функции педагогов:
- выявление одаренных детей;
- участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных
детей;
- планирование работы с учетом вида одаренности ребенка;
- подготовка и обеспечение участия одаренных детей в конкурсах, выставках,
соревнованиях разного уровня;
- предоставление необходимой информации заместителю заедающего;
- создание картотеки заданий повышенного уровня сложности;
- консультирование родителей одаренных детей;
- выявление одаренных воспитанников;
- мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ
результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.),
наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности и
анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов;
корректировка тематических планов для работы с одаренными воспитанниками,
включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней;
- организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
- подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
- оформление своего опыта работы с одарѐнными детьми в виде творческого отчѐта для
предъявления на педсовете;
- создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
- консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по
вопросам развития способности их детей.
4.7. Функции узких специалистов:
- выявление одаренных детей;
- заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей
(сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные
своих диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей);
- планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками;
- предоставление необходимой информации заместителю заедающего, ответственному за
работу с одаренными воспитанниками.
5. Направления работы с одарѐнными воспитанниками в ДОУ
5.1. Работа с воспитанниками:
- работа с одарѐнными воспитанниками проводится в форме дополнительных занятий,
участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания продуктов детского
творчества, викторин, спортивных соревнований;
- работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными
считаются дифференцированные и развивающих технологии, использование
исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий.
5.2. Работа с кадрами:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными
детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения
педагогического опыта;
- работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов,
семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах),
индивидуальных (творческих отчетов, консультаций).
5.3. Работа с родителями (законными представителями)
- работа с родителями (законными представителями) одарѐнных воспитанников
проводится в форме консультаций, бесед, отчѐтных мероприятий, наглядной информации
- по данному направлению, анкетирования, совместного участия в конкурсах;
за данное направление ответственность несут заместитель заведующего, воспитатели.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является
локальным, нормативным актом, утверждается приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Приложение 1
Методика экспертных оценок по определению одарѐнных детей
(А.А. Лосева)
Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта.
Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная
способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное
число запишите в тетрадь. Усреднѐнные результаты по всем областям сравните между
собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать
условия для развития способностей.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребѐнком. Предлагаемые
характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и
физического развития. Известны случаи, когда у одарѐнного ребѐнка наблюдается
«западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребѐнок
совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда
значительно выше среднего результаты по всем пунктам.
Одного ребѐнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели,
музыкальный работник, инструктор по физической культуре – если это детский сад, если
школа – родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.
Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребѐнок может проявлять свои таланты, и
приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах каждой из указанных
характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребѐнку в наивысшей степени,
ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.
I. Интеллектуальная сфера
Высокая познавательная активность, мобильность.
Быстрота и точность выполнения умственных операций.
Устойчивость внимания.
Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без
специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно
запомнить.
5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в
мыслях.
6. Богатство активного словаря.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает
связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо
понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается
взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы
их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и воображения.
10. Владение основными компонентами умения учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный
1.
2.
3.
4.
темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижений
Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников
на год – два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой
(хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение
художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, Часто задумывается об этом.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
III. Творчество
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
Изобретательность в использовании материалов и идей.
Склонность к завершенности и точности в занятиях.
Задает много вопросов по интересующему его предмету.
Любит рисовать.
Проявляет тонкое чувство юмора.
Не боится быть таким, как все.
Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и
известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о
котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.
V. Артистическая сфера
Легко входит в роль другого персонажа, человека.
Интересуется актерской игрой.
Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть
какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
1.
2.
3.
4.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с
увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже
испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после
«экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
Хорошо поет.
В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов,
радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания
новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тонкость и точность моторики.
Развитая двигательно-моторная координация.
Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол,
баскетбол и т.д.).
IX. Сфера художественных достижений
Проявляет большой интерес к визуальной информации.
Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную
скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события),
составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и
т.д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки,
картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой
1.
2.
3.
4.
площадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события
или вещи в трех измерениях в пространстве.
10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать
свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.
X. Общение и лидерство
1.
2.
3.
4.
5.
Легко приспосабливается к новой ситуации.
Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
Высокая общительность с окружающими.
Стремится к доминированию среди сверстников.
Сверстники обращаются за советом.