с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества
образования.
1.5. Основными пользователями результатов ВСОКО являются: воспитатели,
воспитанники и их родители (законные представители), педагогический совет детского
сада, экспертные комиссии при проведении процедур аттестации работников
дошкольного образовательного учреждения.
1.6. Настоящее положение о внутренней системе оценки качества образования в
Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Ладушки»
распространяется на деятельность всех работников детского сада, осуществляющих
профессиональную деятельность в соответствии трудовым договором, в том числе, на
сотрудников, работающих по совместительству в дошкольном образовательном
учреждении.
1.7. Дошкольное
образовательное
учреждение
обеспечивает
проведение
необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки
качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных
результатов.
1.8. В настоящем Положении используются следующие термины:
- Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным
государственным
образовательным
стандартам,
образовательным
стандартам,
федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или
юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность,
в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
- Система оценки качества дошкольного образования – совокупность взаимосвязанных
субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур
оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования,
свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и
ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных
организаций.
- Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация
мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного
процесса.
- Качество образования ДО – это соответствие системы дошкольного образования,
происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям
государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей,
педагогов ДОУ, учителей начальной школы (учитывая муниципальную стратегию,
гражданский заказ.)
- Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в ДОУ
осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее
реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных
результатов. Используемые в детском саду критерии оценки эффективности деятельности
отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих
создаваенмые ими условия, при реализации образовательной программы (комментарии к
ФГОС дошкольного образования, письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014г. №08249).
- Оценивание качества – оценивание соответствия образовательной деятельности,
реализуемой ДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном
образовании направлено, в первую очередь, на оценивание созданных организацией
условий в процессе образовательной деятельности (Примерная основная образовательная
программа, 2015 год).
- Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
- Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание
процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования,
результатом которого является установление степени соответствия измеряемых
образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям
участников образовательного процесса.
- Экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов
образовательной деятельности.
- Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня
образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание
которых соответствует реализуемым образовательным программам.
- Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет
собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является
ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.
1.9. Оценка качества образования осуществляется посредством: системы
контрольно-инспекционой деятельности, общественной экспертизы качества образования,
лицензирования, государственной аккредитации, мониторинга качества образования.
1.10. В качестве источников данных для оценки качества образования
используются:
образовательная
статистика;
мониторинговые
исследования;
социологические опросы; отчеты работников детского сада; посещение НОД,
мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения; отчет о результатах
самообследования ДОУ.
1.11. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества
образования: качество процессов; качество условий (программно-методические,
материально-технические, кадровые, информационно-технические, организационные и
др.); качество результата.
1.12. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта
качества образования по результатам работы дошкольного образовательного учреждения
за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год.
1.13. На основании данного Положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение,
проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование
полученных результатов.
1.14. Экспертная рабочая группа для проведения ВСОКО создается на основании
приказа заведующего ДОУ в количестве 4-5 человек.
1.15. Система внутреннего мониторинга является составной частью годового плана
работы дошкольного образовательного учреждения.
2. Основные цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества
образования
2.1. Целями ВСОКО являются:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования,
обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений,
влияющих на качество образования в детском саду;
- получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в дошкольном образовательном учреждении, тенденциях его изменения и
причинах, влияющих на его уровень;
- предоставления всем участникам образовательной деятельности и общественности
достоверной информации о качестве образования;
- принятие
обоснованных
и
своевременных
управленческих
решений
по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей
образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы детского сада.
2.2. Задачами построения внутренней системы оценки качества образования
являются:
- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его
измерению;
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно
реализовывать основные цели оценки качества образования;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирование дошкольной
образовательной статистики и мониторинга качества образования;
- изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ;
- определение степени соответствия условий осуществления образовательной
деятельности государственным требованиям;
- определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов
основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
- обеспечение доступности качественного образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников;
- определение степени соответствия качества образования в рамках мониторинговых
исследований качества образования государственным и социальным стандартам;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- содействие повышению квалификации воспитателей, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования;
- определение направлений повышения квалификации педагогических работников по
вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным
достижениям воспитанников;
- определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам;
- расширение общественного участия в управлении образованием в детском саду;
- содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах
оценки качества образования.
2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и
личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему
оценки качества образования;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп
потребителей;
- рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ
и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
- повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
- сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
- взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и
взаимозависимостей;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в детском саду.
3. Организационная и функциональная структура внутренней системы
оценки качества образования
3.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся ВСОКО и интерпретацией
полученных
результатов,
включает
в
себя:
администрацию
дошкольного
образовательного учреждения, Педагогический совет и членов экспертной рабочей
группы.
3.2. Администрация Учреждения:
- формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ и
приложений к ним, утверждает их приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением и контролирует их исполнение;
- разрабатывает
мероприятия
и
готовит
предложения,
направленные
на
совершенствование системы оценки качества образования дошкольного образовательного
учреждения, участвует в этих мероприятиях;
- обеспечивает на основе образовательной программы проведение в детском саду
контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических
исследований по вопросам качества образования;
- организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор,
обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития;
анализирует результаты оценки качества образования на уровне детского сада;
- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы
оценки качества образования;
- обеспечивает условия для подготовки работников ДОУ и общественных экспертов к
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальные и
региональные уровни системы оценки качества образования;
- формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества
образования (анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности
дошкольного образовательного учреждения);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Экспертная рабочая группа:
- создается по приказу заведующего на начало каждого учебного года;
- разрабатывает методики ВСОКО;
- участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику
развития ДОУ;
- готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам ВСОКО на уровне дошкольного учреждения;
- обеспечивает на основе ОП ДО и АОП ДО в дошкольном учреждении контрольнооценочные процедуры, мониторинговые, социологические статистические исследования
по вопросам качества образования.
3.4. Педагогический совет ДОУ:
- принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей
ВСОКО дошкольного образовательного учреждения;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития ВСОКО ДОУ;
- содействует определению стратегических направлений развития системы образования в
детском саду;
- принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий
организации образовательной деятельности в ДОУ;
- содействует организации работы по повышению квалификации педагогических
работников, развитию их творческих инициатив;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады
представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным
образовательным учреждением по вопросам образования, в том числе сообщения о
проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в дошкольном учреждении, об
охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной
деятельности дошкольного учреждения.
4. Организация и технология проведения внутренней оценки качества
образования
4.1. Организационной основой внутренней оценки качества образования является
годовой план работы Учреждения, в котором определяются формы, направления, сроки и
порядок проведения внутреннего мониторинга, ответственные лица. План
рассматривается на заседании организационного педагогического совета, в дальнейшем
ежемесячно конкретизируется, при необходимости могут быть внесены коррективы.
После утверждения годовой план является обязательным для выполнения всеми
работниками Учреждения.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач системы оценки качества
образования планируются и осуществляются на основе проблемного анализа
образовательного процесса, определяется методология, выбираются технологии и
инструментарий оценки качества образования в соответствии с задачами.
4.3. Реализация процедур внутренней системы оценки качества образования
предполагает следующие этапы (последовательность действий):
- нормативно-установочный (определение основных показателей, инструментария,
определение ответственных лиц, подготовка приказа о сроках проведения);
- информационно - диагностический (сбор информации с помощью подобранных
методик); - аналитический (анализ полученных результатов, сопоставление результатов с
нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков);
- итогово-прогностический (предъявление полученных результатов на уровень
педагогического коллектива, разработка дальнейшей стратегии работы Учреждения).
4.4. По итогам анализа полученных данных ВСОКО, готовятся соответствующие
документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического
коллектива, учредителя, родителей. Результаты ВСОКО являются основанием для
принятия административных решений на уровне Учреждения.
4.5. К методам проведения внутренней оценки качества образования относятся:
анкетирование, педагогическое наблюдение, собеседование, сбор и анализ документов,
конкретных данных, первичной информации, обработка, оформление, согласование и
утверждение полученных результатов.
4.6. Формы проведения оценки качества образования: тематический, оперативный,
фронтальный контроль, включенное педагогическое наблюдение, мониторинг развития
детей, психолого-педагогическая диагностика, контрольно-проверочные мероприятия,
изучение представленных документов и материалов, самоанализ, самооценка,
самообследование.
4.7. По итогам оценки качества образования, в зависимости от целей, задач, а также
с учетом значимости объекта оценки проводятся заседания педагогического совета
Учреждения, административные и педагогические совещания.
4.8. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам
ВСОКО, определяются: качество условий образования в Учреждении, сопоставление с
нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи
Учреждения для реализации ОП ДО в новом учебном году.
4.9. Аналитические данные являются документальной основой для составления
ежегодного отчета о результатах самообследования Учреждения, для разработки и
корректировки Программы Развития Учреждения, Образовательной программы
дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ Учреждения,
годового плана Учреждения.
5. Критерии оценки качества условий реализации образовательных программ
образовательного учреждения
5.1. Процедура оценки психолого-педагогических условий осуществляется на
основе следующих показателей:
- характер взаимодействия сотрудников с детьми, родителями (Приложение №1);
- удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг (Приложение № 2).
5.2. Процедура оценки предметно-пространственной развивающей среды
осуществляется на основе следующих показателей:
- насыщенность предметно-пространственной развивающей среды;
- трансформируемость пространства;
- полифункциональность игровых материалов;
- вариативность предметно-пространственной развивающей среды;
- доступность предметно-пространственной развивающей среды;
- безопасность предметно-пространственной развивающей среды (Приложение №3).
5.3. Процедура оценки кадровых условий осуществляется на основе следующих
показателей и критериев:
- квалификация педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала;
- должностной состав реализации образовательных программ;
- количественный состав реализации образовательных программ;
- компетенции педагогических работников (Приложение №4).
5.4. Процедура оценки материально - технических условий осуществляется на
основе следующих показателей:
- мониторинг средств обучения и воспитания детей;
- мониторинг учебно-методического обеспечения образовательных программ;
- мониторинг материально-технического обеспечения образовательных программ
(Приложение №5).
5.5. Процедура оценки финансовых условий реализации образовательных
программ осуществляется на основе следующих показателей:
- фактический объем расходов на реализацию образовательных программ;
- привлечение дополнительных финансов;
- спонсорская, благотворительная помощь попечителей или сторонних организаций объем
на реализацию (Приложение №6)
6. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
6.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации:основным потребителем результатов
ВСОКО; средствам массовой информации через публичный доклад заведующего ДОУ;
размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на
официальном сайте детского сада.
6.2. Дошкольная система оценки качества образования предполагает участие в
осуществлении оценочной деятельности лбщественности и профессиональных
объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке
качества образования, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки
качества образования устанавливаются нормативными документами.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга оценки качества
образования является локальным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
в письменной форме в соответствии действующим законодательством РФ.
7.3. Положение о внутренней системе оценки образования дошкольного
образовательного учреждения принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего
Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Приложение 1
Карта оценки деятельности сотрудников по созданию психолого-педагогических
условий в МДОУ «Детский сад «Ладушки»
Дата:____________
Оценка критерия: 0 - критерий отсутствует; 1 - критерий представлен частично; 2 критерий представлен в полном объеме.
№
1.
2.
3.
4.
5.
Оцениваемый
показатель
Взаимоотношение
сотрудников с
воспитанниками
Критерий
Доброжелательная атмосфера в группе, установление
доверительных отношений с детьми:
- обращаются к детям по имени, общаются с детьми
дружелюбно, уважительно, вежливо, ласково;
- поддерживают доброжелательные отношения
между детьми;
- голос взрослого не доминирует над голосам и
детей, в группе наблюдается естественный шум;
- взрослые не прибегают к негативным
дисциплинарным методам, которые обижают,
пугают или унижают детей;
- в индивидуальном общении с ребенком выбирают
позицию «глаза на одном уровне»;
- учитывают потребность детей в поддержке
взрослых (проявляют внимание, успокаивают,
подбадривают и т.п.)
Поддержка инициативы детей в общении:
- побуждают детей высказывать свои чувства и
мысли, рассказывать о событиях, участниками
которых они были;
- делятся своими переживаниям и рассказывают о
себе, выслушивают детей с вниманием и уважением;
- вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и
обращения детей, обсуждают их проблемы;
- откликаются на любые просьбы детей о
сотрудничестве и совместной деятельности;
- в случае невозможности удовлетворить просьбу
ребенка объясняют причину.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей:
- учитывают привычки, характер, темперамент,
настроение, состояние ребенка;
- не настаивают на точном воспроизведении
образцов деятельности детьми младшего и среднего
возраста;
- отмечая ошибки старших детей, делают это мягко,
не ущемляя достоинство ребенка.
Обеспечивается специальное внимание детям с
особыми потребностями:
- помогают детям с особыми потребностям и
включиться в детский коллектив и в
образовательный процесс;
- реализуют индивидуальный образовательный
маршрут.
Используются позитивные способы коррекции
поведения детей, поддерживается инициатива:
- чаще пользуются поощрением, поддержкой детей,
чем порицанием и запрещением;
- порицания относят к отдельным действиям ребенка,
но не адресуют их к его личности, не ущемляют его
достоинства;
- корректируя действия ребенка, взрослый создает
Оценка
критерия
Примечание
1.
Взаимодействие
сотрудников с
родителями
2.
Вывод:
ситуацию, из которой ребенок находит правильное
решение.
Конструктивное взаимодействие с родителями
воспитанников с учетом включенности их в
образовательный процесс:
- планирование работы с родителями на учебный год;
- использование разнообразных форм, методов,
способов работы с родителями;
- включенность родителей в образовательную
деятельность.
Удовлетворенность родителей созданными
психолого-педагогическими условиями в детском
саду
Приложение 2
Анкета для выявления удовлетворенности родителей (законных представителей)
воспитанников качеством образовательных услуг
Уважаемые родители нашего детского сада, просим вас ответить на несколько вопросов
нашей анкеты. Ваши ответы помогут нашему учреждению внести изменения в свою
работу и улучшить ее. Благодарим вас за ваши ответы.
Оценка критерия: 0 - критерий отсутствует; 1 - критерий представлен частично; 2 критерий представлен в полном объеме.
1. Удовлетворен качеством образовательных услуг в МДОУ «Детский сад «Ладушки».
2. Удовлетворен присмотром и уходом в МДОУ «Детский сад «Ладушки» за моим
ребенком.
3. Удовлетворен работой педагогов группы, в которую ходит мой ребенок.
4. Удовлетворен работой специалистов детского сада.
5. Удовлетворен отношением сотрудников к родителям (законным представителям)
воспитанников и к самим воспитанникам.
Приложение 3
Карта оценки организации, развивающей предметно-пространственной среды в
группе в соответствии с ФГОС ДО и ОП ДО
Дата:____________
Оценка критерия: 0 - критерий отсутствует; 1 - критерий представлен частично; 2 критерий представлен в полном объеме.
№
1.
Оцениваемый
показатель
Насыщенность
2.
Трансформируемо
сть
3.
Полифункциональ
ность
4.
Вариативность
5.
Доступность
6.
Безопасность
Вывод:
Критерий
пространство групп разделено на хорошо
разграниченные зоны и оснащено большим
количеством развивающих материалов
тема комплексно-тематического планирования имеет
свое отражение во всех развивающих центрах
центры активности четко вы делены
наличие технических средств обучения в группе
наличие в группах материалов, отражающих
региональный компонент наличие и разнообразие
оборудования (оздоровительного, спортивного,
игрового и т.д.)
максимальная реализация образовательного
потенциала пространства (используется не только
игровая комната, но все возможное пространство –
спальня, дополнительные помещения детского сада,
территория детского сада)
мебель легкая, невысокая, соответствует росту,
возрасту дошкольника
мебель расставлена не по периметру группы
наличие полифункциональных ширм, перегородок и
т.д.
наличие переносных магнитных, демонстрационных
досок
использование продуктов детской и взрослой дизайндеятельности для оформления макро-, микросреды
есть специальное место для размещения различных
плакатов, объявлений, детских работ, фотографий и
пр., так называемый «групповой стенд» (один или
несколько).
наличие полифункциональных ширм, перегородок и
т.д
рациональное расположение центров в группе
наличие в группе уголков для уединения
количество и организация центров варьируется в
зависимости от возраста детей, размера и
конфигурации помещения, возможностей
Учреждения
В группе выдержано зонирование пространства
(выделены активная, рабочая, спокойная зоны)
все материалы находятся на уровне глаз ребенка
все материалы доступны детям.
нет острых углов, вы ступающих острых элементов,
игровые жесткие модули закреплены и т.д.;
имеющиеся в пространстве игры, игрушки, пособия
и т.д. исправны и сохранны
Оценка
критерия
Примечание
Приложение 4
Карта анализа кадровых условий реализации образовательных программ
Дата:____________
Оцениваемый показатель
Образование
Аттестация педагогических работников
Количественный состав
Компетенции педагогических работников
Наличие в Учреждении специалистов для
работы с детьми с ОВЗ
Вывод:
Критерий
Соответствие образования педагогов требованиям
Высшая квалификационная
I квалификационная категория педагогов
СЗД
Педагоги не прошедшие аттестацию
Наличие вакансий
Курсы повышения квалификации,
переподготовка.
Оценка
критерия
%
%
%
%
%
Да/нет
%
Да/нет
Приложение 5
Карта анализа материально-технических условий
реализации образовательных программ
Дата:____________
Показатели
Средства обучения и воспитания
Методическое обеспечение
Материально-техническое
обеспечение
Предметно-пространственная среда
Показатели
Информационно-технические
Методические материалы
Спортивный инвентарь
Мебель
Малые игровые формы на участках
Оснащение кабинетов
Вывод:
Критерии оценки
Соответствие средств обучения и воспитания возрастным
и индивидуальным особенностям развития детей
обеспеченность Учреждения методическим и
комплектами, оборудованием, специальным оснащением
соответствие материально-технических условий
требованиям пожарной безопасности
соответствие материально-технических условий
требованиям СанПин
соответствие предметно-пространственной среды
требованиям образовательных программ
Обновления
Оценка
Да/нет
%
Да/нет
Приложение 6
Карта анализа финансовых условий реализации образовательных программ
Дата:____________
Показатели
Выделенные средства субвенции
Привлечение дополнительных финансов (участие в
конкурсах, финансовых проектах)
Спонсорская, благотворительная помощь
попечителей или сторонних организаций
Привлечение дополнительных финансов за счет
дополнительных образовательных услуг
Вывод:
Фактические данные